Пишем музыку в стандарте XG-midi

Чтобы помочь тем, кому это необходимо, хотя бы в общих чертах понять, что же кроется за этими «пугающими» XG и SysEx и охватить более широкую, чем это позволяет почта, аудиторию, мы решил снова  написать статью, посвященную данному вопросу. Я попытаюсь рассказать об этом на примере работы с программами, которыми пользуюсь сам. В данном случае это Cakewalk 9 и XGedit95, подключенные к звуковой карте Yamaha YMF744.

Оказывается, писать музыку в стандарте XG-миди не так уж сложно, как это может показаться на первый взгляд. От обычного миди-файла стандарта GM файл XG отличается гораздо более богатым звучанием, что достигается развитыми возможностями обработки звука, которые предоставляет нам стандарт XG. Управление этими возможностями производится посредством команд, передаваемых через SysEx √ Исключительные Системные Сообщения. Звучит страшновато, но на практике все сводится к тому, что Вы можете, немного повозившись, превратить любой GM файл в XG, даже не вникая в эти SysEx, а также, не переписывая собственно треков. Поэтому в статье меньше внимания будет уделено работе с Cakewalk, (желающие могут посетить раздел «Статьи» на портале midi.ru , там есть много полезной информации, в том числе и по Cakewalk) и, соответственно, чуть шире будет рассмотрена работа с редактором системных сообщений. Конечно, дать полное описание всех возможностей редактора и приемов работы в статье немыслимо, материал очень обширный, но самое существенное, так сказать ключевые моменты, попытаемся охватить.

Что же нам потребуется для работы с XG-миди?
Звуковая карта, поддерживающая XG-стандарт, или программный эмулятор синтезатора YAMAHA (S-YXG50 / S-YXG100)

Программа-секвенсор (в моем случае это Cakewalk 9), с помощью которой мы, собственно, будем записывать миди-файл. Если Вы предпочитаете работать с каким-либо другим секвенсором, безусловно, можете попробовать использовать его, но в некоторых моментах разбираться придется самостоятельно.

XG √ редактор. При его использовании отпадает необходимость писать SysEx-операторы вручную, для того, чтобы должным образом настроить звучание нашего миди. С этим прекрасно справляется программа и делает это удобным и наглядным способом. Наиболее популярные √ XGedit95 и XG Gold, оба примерно одинаковы по возможностям. Я некоторое время пользовался и тем и другим, но чаще все-таки √ XGedit95.
И еще для таких целей весьма полезно иметь мультипортовую программу. Она позволяет подключить к одному миди-выходу(входу) сразу несколько миди-устройств, что очень удобно, особенно, если требуется их одновременная работа, как в нашем случае. Дополнительную информацию можно найти на xg.midi.ru/files/multimid.htm . Я, перепробовав несколько вариантов, остановился на комбинации MIDI-Yoke — драйвера, создающего в системе виртуальные MIDI-порты, и MIDI-OX — программы коммутации MIDI-портов (и кроме этого она еще много чего умеет).
Итак, приступим.

Звуковую карту стандарта XG или софт-синтезатор устанавливаем в первую очередь. Затем устанавливаем MIDI-OX и MIDI-Yoke, следуя прилагаемым к ним инструкциям, и открываем MIDI-OX. В качестве выходного порта назначаем ваше XG-устройство — звуковую карту (виртуальный синтезатор) и подключаем нужное количество входных портов MIDI Yoke Junction (у себя я их переименовал, чтобы меньше путаться).

Полезный совет: поместите ярлык для MIDI-OX в Автозагрузку и измените его свойства так, чтобы программа запускалась в свернутом виде, а самой программе разрешите размещаться в трее (кнопка указана на рисунке).

Добавить комментарий