Дизайн студий звукозаписи

Звук – субстанция малоизученная. Как же так, спросите вы, ведь столько лет проводятся исследования, мы знаем о звуке практически все! Но это – не совсем так. Да, о психоакустике и свойствах звуковых волн написаны огромные тома исследований, диссертаций и учебников, но все они разбиваются о задачу построить правильную звуковую картину на студии звукозаписи. И здесь главным мерилом является только опыт проектировщика, который сможет добиться наилучшего результата в помещении, которое ему предстоит превратить святая святых качественного звука.

Если же вы – нисколько не специалист в акустике, весьма отдаленно представляете себе законы затухания звука и реверберации, никогда не держали в руках молоток и гвозди, не делали ремонт квартир, не знаете с какой стороны подойти к оформлению звукового помещения и вам хочется выжать все из своей маленькой домашней студии – эта статья для вас.

Обычно помещение для записи и сведения звукового материала представляют собой звукоизолированные друг от друга и от внешнего мира (это важно, вы же не хотите, чтобы к вам регулярно прибегали ругаться соседи) комнаты, со стеклянным окном, позволяющем звукооператору наблюдать за артистом. В случае, если вы – сам себе звукорежиссер и сам себе певец – вполне можно обойтись одной комнатой. И если в первом варианте нам предстояло добиться разных звуковых показателей от комнат – в микрофонной кабине – максимальное заглушение и максимально полная изоляция от постороннего шума, а в кабине звукооператора такая сильная звукоизоляция не требуется, плюс – неизбежны различные шумы – шум работающего компьютера, вытяжной вентиляции, энергосберегающих ламп, стабилизаторов напряжения и т.д. и т.п. В результате, если студия у нас домашняя и обе кабины объединены в одну – придется решать некоторые нетривиальные проблемы.

Отталкиваясь от размеров помещения, в котором вы хотите оборудовать домашнюю студию, наметьте сразу место, предназначенное для записи вокала. Лучше всего если оно будет около стены, которые вы сможете обить звукопоглощающим материалом. Таким образом вы сможете свести на нет паразитные отражения звука. Если размеры помещения это позволяют – максимально удалите место для записи от звукорежиссерской части. Вокалист должен стоять лицом к звукооператору и микрофон должен быть строго однонаправленным. Это нехитрое правило убережет вас от большей части шума, который может производить компьютерное и музыкальное оборудование.

Совершенно естественно, что необходимо использовать наушники закрытого типа, как для звукорежиссера, так и для вокалиста при записи.

Обязательно прочитайте наш материал об оптимизации компьютера на предмет шума. Это самый шумный объект в помещении, и ему стоит уделить отдельное внимание.

Сделайте удобное отключение «шумных» приборов одной кнопкой, например, подключив их к одному сетевому фильтру с выключателем.

Очевидно, что использование излишне чувствительных микрофонов в такой ситуации – ни к чему. Подберите хороший динамический микрофон, вы удивитесь тому, сколько мировых хитов было записано в динамику. Да, с динамикой сложнее работать вокалисту, но несколько пробных дублей – и опыт придет.

Если вы устраиваете студию в квартире – озаботьтесь также удобным выключением всех возможных источников шума. Дверной звонок, стационарный телефон – должны удобно выключаться нажатием одной кнопки. Один мой друг сделал отличную вещь – установил перед микрофоном лист ДВП, если на листе кто-нибудь стоял – оказывалась нажата маленькая неприметная кнопочка и телефон с дверным звонком отключались автоматически, включаясь только после ухода артиста.

Для отделки стен лучше всего использовать плотные персидские ковры. Да, выглядеть возможно это будет не очень эстетично, но вы всегда сможете завесить их декоративной тканью. К сожалению, какой-либо вменяемой звукоизоляции это не даст, но ковры отлично поглощают звук, это позволит избежать паразитной реверберации при записи.

Творите, изобретайте, не бойтесь экспериментировать – и у вас обязательно все получится.

Добавить комментарий