Голосовой диапазон

Голос, как и любая функция организма, имеет определенные свойства. Функция, как известно, имеет собственную «область значений». Говоря о голосе, областью значений можно считать его громкость и высотный диапазон. Не смущайтесь очередного сравнения, на этот раз – математического. Формул не будет, а подобные параллели всегда помогают объемнее, образнее представить предмет разговора, разнообразить уроки вокала для взрослых и детей.

Всякий знает о существовании самого низкого, на грани шепота, звука и самого высокого, граничащего с визгом. Они и являются границами нашего полного диапазона.

При этом вокальный диапазон располагает только музыкальными звуками, т.е. имеющими определенную высоту. Матушка-природа, творя человека, не учла, что он когда-то «изобретет» музыку, а посему она не оснастила нас механизмом точного переключения с одной ноты на другую. Но вся музыка – это и есть многообразие подобных ступенчатых переходов. А вокальный диапазон – это далеко не весь, а лишь участок полного голосового диапазона.

Полный диапазон состоит из четырех отрезков: шумового, речевого, фальцетного и свисткового. Все они образуют полный диапазон каждого человека. Не вдаваясь в подробности, скажем так: всякому отрезку диапазона соответствует определенный режим работы голосовых связок. В вокальном искусстве актуальны однако лишь фальцетный и речевой отрезки.

Почему в полном диапазоне нашего голоса существуют эти части?

Из названия уже понятно, что в обычной жизни мы пользуемся лишь речевым отрезком диапазона, которому соответствует речевой режим работы голосовых связок. Этот отрезок небольшой в соотношении с диапазоном фортепиано, у большинства людей он менее октавы, а в среднем составляет одну октаву. Бывает и немного больше. Причем женский и мужской речевые диапазоны значительно отличаются друг от друга, они расположены в разных октавах. Связки мужчин длиннее и больше женских, а потому их голоса ниже женских. Однако мужские голоса друг другу бывают рознь, равно как и женские.

Бывают мужчины очень высоким речевым голосом и, наоборот, женщины с низким голосом. Такие исключения представляют большую ценность с точки зрения вокального искусства: именно из них обычно получаются потом наиболее яркие звездные голоса. Однако с такими певцами обязательно должны в индивидуальном порядке работать специалисты, потому что общие рекомендации, разработанные для среднего голоса, могут быть абсолютно бесполезными и даже вредными.

Большая же часть голосов начинающих вокалистов имеют вполне поддающиеся стандартизации сходства и различия. Для того, чтобы продолжать разговор об этом, следует для начала подробнее познакомиться с речевым и фальцетным отрезками диапазона.

Любой квалифицированный педагог также посоветует новичку-вокалисту, не владеющему никаким музыкальным инструментом, обязательно это сделать. Игра на инструменте, пение под аккомпанемент развивают музыкальный слух и чувство ритма, помогают лучше проникнуть в «музыкальную математику». Так что не стесняйтесь разместить объявление «возьму уроки игры на гитаре (фортепиано, аккордеоне)». Если, конечно, занятия музыкой для вас – это действительно всерьез и надолго.

Добавить комментарий