Эстрадное творчество

За долгие годы активной эстрадно-творческой деятельности в стране не раз происходили переоценки ценностей, менялись культурные ориентиры, но творчество Насыра Давлесова всегда оставалось демократичным, доступным самой широкой публике, и всегда доброжелательно воспринимаемым любой аудиторией.

Приведу только один пример, что называется “по горячим следам”. На состоявшейся не так давно творческой встрече композитора со студентами Медицинской Академии была исполнена (концертный вариант) оперетта Н.Давлесова “Осторожно, невеста!”. Произведение, написанное несколько десятилетий назад, произвело огромное впечатление на аудиторию. И, несмотря на то, что со времени написания сменилось несколько поколений молодежи, эта музыка неизменно вызывает самый восторженный отклик. Это ли не говорит о том, что музыкальный язык композитора, его стилевые особенности, яркий национальный колорит не теряют своей художественной ценности, а значит – музыка Н.Давлесова остается непреходящим духовным достоянием нации.

Элементы эстрадного искусства не чужды народному музыкальному творчеству кыргызов, именно поэтому в общую линию культурного развития органично вписались возникавшие в 60-е годы студенческие эстрадные ансамбли. Организованный в 1968 году первый профессиональный эстрадный коллектив под управлением Ч.Кожомжарова стал первой ласточкой кыргызской профессиональной эстрады. Основой репертуара этого коллектива стали произведения национальных композиторов и, как оказалось, выбор был сделан правильно. На протяжении десятилетий кыргызские профессиональные эстрадные коллективы (“Арашан”, “Наристе”, “Семетей” и др.) исполняли песни Н.Давлесова, и в каждой композитор находил новые повороты жанра, расширялся круг песенных интонаций. Такие его песни, как “Мой Киргизстан”, “Земля киргизская”, “Любимый”, “Красный цветок”, “Айнаш” и многие другие – стали песенной классикой, исполнялись и исполняются в самых различных интерпретациях, и, вероятно, творческая судьба этих произведений будет оставаться самой счастливой.

Именно поэтому трудно переоценить роль композитора в становлении и развитии национальной эстрады в целом. Насыр Давлесов стоял у истоков этого музыкального жанра, он же во многом определил и пути ее дальнейшего развития, национальную специфику, образный строй, ритмическую основу. Следует отметить, что на протяжении всего своего творческого пути композитор обращается к этому, самому демократичному виду музыкального творчества. Другими словами, композитор и сейчас является своеобразным “законодателем мод”, и сейчас оказывает творческое воздействие на молодых композиторов-песенников.

Особая область музыкального творчества Насыра Давлесова – это его музыка к цирковым представлениям. Элементы циркового искусства присущи кыргызским национальным играм, спортивным состязаниям. Национальные праздники не обходятся без таких состязаний, как аламан байга, улак тартыш, оодарыш и др. Национальная игра “Селкинчек” также включает в себя элементы акробатики, эквилибристики. Появление в 1962 году цирковой труппы “Молодая Киргизия” стало периодом формирования еще одного эстрадного жанра в республике – национального цирка.

Процесс становления циркового искусства неразрывно связан с именем композитора Насыра Давлесова. В 1962 году была поставлена новая цирковая программа – “Цвети, Киргизия, родная”. В создании этой программы самое деятельное участие принимали ведущие постановщики цирковых номеров, драматурги, а музыку к цирковой программе писали композиторы К. Молдобасанов и Н.Давлесов. Этот первый опыт сочинения специальных музыкальных номеров к целостной цирковой программе оказался весьма успешным. Кыргызский цирковой коллектив с триумфом выступал не только у себя дома, но и завоевал сердца зрителей во многих городах Советского Союза и за его пределами.

Излишне говорить о том, что во многом успех выступлений определялся оригинальной музыкой кыргызских композиторов, которая носила ярко национальный характер и, в то же время, отличалась высоким профессионализмом, соответствовала драматургии циркового номера.

В 1978 году правительство Кыргызстана принимает решение о создании впервые в истории циркового искусства театрализованного тематического представления. К созданию спектакля привлекаются лучшие творческие силы республики и Союзгосцирка. К такого рода спектаклю требовался и особый подход в плане музыкального оформления. Эту сложнейшую задачу успешно решил Насыр Давлесов. Целостность, динамизм, высокий профессионализм, выразительность музыкальной драматургии отличают эту работу композитора. Здесь нашли свое воплощение профессионализм академической школы и яркий национальный колорит. Как известно из истории, именно синтез такого рода предопределяет наибольший успех и долгую жизнь музыкальным произведениям. Это цирковое представление стало примером такого синтеза – за непродолжительный срок спектакль посетили сотни тысяч зрителей, не только в столице республики, но и за рубежом. Музыка не просто сопровождала цирковой номер – она вносила в создание целостной драматургии спектакля нечто свое, присущее только музыке. Своеобразие музыкального языка, современная ритмика и многие другие компоненты мелодики, музыкальной ткани обеспечили успех и долговечность этого циркового представления*.

Безусловно, особое место в творчестве композитора занимает музыкальная комедия “Осторожно, невеста!”. Сценическая судьба этого спектакля оказалась счастливой. На протяжении многих лет он не сходит со сцены национального оперного театра и неизменно участвует в гастролях – в самых разных концертных вариантах. Все это объективно доказывает выдающиеся качества музыки, потому что музыка – основной элемент этого спектакля.

Пример, приведенный в начале статьи, необходимо дополнить упоминанием о том, что выступление в Медицинской Академии молодежной труппы Чуйского театра шло под современную фонограмму. Мы впервые имели возможность познакомиться с такой необычной трактовкой достаточно академичной оркестровой фактуры. Современная эстрадная “упаковка” музыки, ставшей национальной классикой, предопределила успех спектакля у современной молодежной аудитории.

*Несколько номеров для этого спектакля написаны автором статьи. (Ред.)

Остается добавить, что в творческом “портфеле” композитора не только песни (в том числе и детские) – но и эстрадные сюиты. Пласт эстрадного творчества Насыра Давлесова достаточно весом: его музыка оказала большое влияние на развитие эстрадных жанров в стране. Многие молодые композиторы и поколения молодежи воспитывались на песнях Давлесова, и в этом его неоценимый вклад в развитие духовного потенциала нашего общества.

Добавить комментарий