Творчество Кайыргуль Сартбаева

Важным этапом в творческой биографии артистки стала ее стажировка в Большом театре. До Сартбаевой такую стажировку из кыргызских артисток прошла только Сайра Киизбаева. Стать стажером знаменитого ГАБТа было не только почетно, но и очень трудно: Кайыргуль пришлось пройти специальный отбор только три кандидата из двадцати трех выдержали это сложнейшее испытание.

В Большом театре певица совершенствовала свое мастерство под руководством лучших специалистов. Судьба вновь улыбнулась Кайыргуль ее наставниками стали певица И.Архипова, дирижер М.Эрмлер, режиссер О.Моралев, концертмейстер Л.Зубравская. Возник вопрос: какую оперную партию следует подготовить стажеру? И тут сама внешность Кайыргуль, ее удивительное сходство с молодой японкой, героиней оперы Дж.Пуччини “Чио-Чио-сан” определили выбор партии. С большим увлечением и творческим горением работала Сартбаева над этой сложной, психологически углубленной оперной партией.

“Кайыргуль оказалась удивительно восприимчивой, тонко чувствующей натурой, вспоминала И.Архипова. Она хорошо понимала стоящие перед ней задачи, упорно и настойчиво работала и с дирижером, и с постановщиком. С редкой увлеченностью, тщательно отшлифовывала она каждую деталь, каждый штрих. Ведь участие в спектакле нашего театра должно было стать как бы главным экзаменом и генеральной репетицией перед Международным конкурсом “Мадам Баттерфляй” в Японии. Кайыргуль удалось создать интереснейший портрет героини…”

Московский зритель тепло принял выступление К.Сартбаевой в “Чио-Чио-сан”. Главный “экзамен” был успешно выдержан. Но путь в страну восходящего солнца был еще не близок Кайыргуль вернулась в Киргизию и продолжала работу в театре. А в Большом театре она выступала еще не раз в составе его труппы исполняла партии Маргариты (“Фауст”) и Татьяны (“Евгений Онегин”).

В 1976 году Кайыргуль Сартбаева приняла участие в конкурсе на лучшее исполнение партии Баттерфляй, который проходил в Токио. И хотя певица не заняла призового места, ее выступление в целом было удачным, Кайыргуль стала дипломантом престижного вокального конкурса и в качестве подарка получила памятную серебряную медаль и традиционное японское кимоно.

70-е годы были периодом расцвета творческой деятельности певицы. Она с большим успехом выступает в спектаклях, поставленных по произведениям мировой оперной классики. Каждая из спетых ею партий требовала от вокалиста высокого исполнительского мастерства, и К.Сартбаева с честью справляется со всеми вокальными и сценическими трудностями. Партии Аиды, Елизаветы (“Дон Карлос”), Маргариты (“Фауст” и “Мефистофель”), Лизы (“Пиковая дама”), Иоланты в ее исполнении стали подлинным украшением спектаклей кыргызского оперного театра. И во всех партиях одаренная артистка создала драматические, художественно совершенные образы.

Во многих спектаклях театра К.Сартбаева шла непроторенным путем. Не имея предшествующих аналогов, певица сама разрабатывала вокальную интерпретацию партии, сценическое решение образа. Здесь ей, естественно, помогала творческая дружба с ведущими деятелями театра К.Молдобасановым, А.Джумахматовым, Н.Давлесовым, К.Арзиевым, М.Ахунбаевым, концертмейстером С.Мнацакановой и др. Так было при постановках новых произведений современных композиторов и при обращении театра к редко исполняемым операм. В качестве примера можно назвать работу К.Сартбаевой в спектакле по опере итальянского композитора А.Бойто “Мефистофель”, шедшую в театрах России еще в эпоху Ф.Шаляпина.

Кайыргуль Сартбаева создала удивительно цельный и многогранный образ главной героини оперы Маргариты. “Артистка покорила зал углубленной сосредоточенностью погружения в музыку. Особенно запомнилась сцена сумасшествия Маргариты, эта потрясающая по драматизму сцена стала яркой находкой певицы”, писал один из рецензентов.

Опера с большим успехом была показана на гастролях Кыргызского театра оперы и балета в Москве, Киеве и Свердловске. Немалая заслуга в этом принадлежала и Кайыргуль Сартбаевой.

Интересные вокальные и актерские решения показала певица и в операх современных авторов “А зори здесь тихие” К.Молчанова, “Перед бурей” М.Абдраева и в музыкальной комедии Н.Давлесова “Осторожно, невеста!”, в которой неожиданно раскрылся и заискрился яркими гранями комедийный талант артистки. Ее озорная и жизнерадостная Зияда неизменно вызывала горячее одобрение зрителей. С неменьшим успехом выступила артистка и в роли Гульчохры в комедии У.Гаджибекова “Аршин мал-алан”.

В 80-е годы галерея оперных партий К.Сартбаевой пополнилась такими значительными работами, как Айчурек (новая постановка 1986 года), Ярославна (“Князь Игорь”), Донна Анна (“Дон-Жуан”). Красиво и выразительно звучал голос певицы в партии Ярославны кроткой и нежной жены князя Игоря. Однако совсем иной рисовала артистка свою героиню в сцене с Галицким и в момент подступа к городу половцев: от былой кротости не оставалось и следа. Ярославна Сартбаевой отличалась большой внутренней силой, самообладанием, решимостью. И такие трансформации образа нередки в творческой практике Кайыргуль. Таковы ее Айчурек, Чио-Чио-сан, Земфира (“Алеко”), Лиза (“Пиковая дама”), Елизавета (“Дон Карлос”). В этих партиях со всей полнотой проявились широта и многогранность творческого дарования артистки тонкого и вдумчивого художника, мастера психологического портрета. Возвращаясь к роли Ярославны, добавим, что эту сложную партию солистка подготовила всего за три недели! Срок рекордный во всех отношениях.

Кайыргуль Сартбаева активно и плодотворно сотрудничает со многими кыргызскими композиторами, исполняя сопрановые партии в их операх. Так, только в последние годы певица успешно выступила в двух оперных спектаклях театра в “Сепил” С.Осмонова (Акбийке) и “Курманбеке” Н.Давлесова (Канышай). Вместе с тем она постоянно выступает в качестве первой исполнительницы многих песен и романсов М.Абдраева, Т.Эрматова, К.Молдобасанова, Н.Давлесова, А.Джаныбекова, К.Осмонова, М.Бегалиева, А.Жээнбаева, С.Бактыгулова.

Другую сторону творческой деятельности певицы составляют ее концертные выступления. География поездок артистки простирается от крайних рубежей бывшего Союза (Латвия, Камчатка) до многих зарубежных стран Венгрия, Германия, Дания, Исландия, Кипр, Куба, Сирия, Турция, Швейцария, Швеция, Япония…

Как концертирующая и камерная певица К.Сартбаева имеет богатый репертуар. Его основу составляют вокальные сочинения В.Беллини, Дж.Верди, В.Моцарта, Ф.Шуберта, Э.Грига, М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова, а также произведения кыргызских авторов А.Малдыбаева, А.Тулеева, А.Аманбаева, С.Медетова, Ж.Шералиева и других. И во всех исполняемых произведениях вокалистка создает сугубо индивидуальный образ, где каждое слово и интонация наполнены глубоким смыслом, эмоционально окрашены. Приведем в качестве примера ее вдохновенное исполнение труднейшей арии Нормы из одноименной оперы В.Беллини или столь же прочувствованную интерпретацию романсов М.Абдраева.

Весомый вклад внесла К.Сартбаева в пропаганду творчества профессиональных композиторов Кыргызстана, которых обычно называют “мелодистами”, Р.Абдыкадырова, Т.Казакова, М.Рыскулова, У.Садыкова, К.Тагаева и других. Благодаря подвижнической деятельности певицы многие из этих талантливых музыкантов-самородков обрели широкую известность в республике.

Концертные выступления К.Сартбаевой проходили не только во многих городах и аилах родного Кыргызстана, но и в самых престижных залах стран СНГ в Колонном зале Дома Союзов, в Большом и Малом залах Московской консерватории, ЦДРИ, Концертном зале им. П.Чайковского, Домском соборе, концертных залах Санкт-Петербурга, Таллинна, Минска, Киева, Кишинева… Но независимо от того, где проходил концерт, прием слушателей был везде одинаков теплый, сердечный.

Судьба подарила Кайыргуль встречи и возможность общения со многими знаменитыми певцами и музыкантами. Ее партнерами по сцене были такие известные артисты, как В.Атлантов, Е.Кибкало, П.Лисициан, Б.Минжилкиев, В.Пьявко… Узы теплой и долголетней дружбы связывали и связывают кыргызскуго певицу с И.Архиповой, М.Биешу, Т.Синявской, Е.Серкебаевым, композиторами В.Власовым и К.Молчановым, дирижером Ф.Мансуровым. К.Сартбаева пела, когда за дирижерским пультом стояли такие признанные маэстро, как Б.Хайкин, Ниязи, М.Эрмлер, Ю.Симонов, Ю.Силантьев, Я.Вощак и др.

Наряду с выступлениями на сцене и концертной эстраде важное место в жизни артистки занимает педагогическая деятельность. В течение многих лет профессор К.Сартбаева преподает в Кыргызской государственной консерватории (до 1993 г. – Институте искусств), а в конце 80-х годов она даже возглавляла это учебное заведение. Среди воспитанников Кайыргуль Сартбаевой немало хороших вокалистов. В их числе и лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.Глинки Т.Роммер.

О Кайыргуль Сартбаевой написаны десятки статей и рецензий. Ее исполнительское искусство пользуется признанием слушателей, получает официальную оценку: певице присуждено высокое звание народной артистки СССР (1960 г.), она награждена орденами и медалями, многими почетными грамотами и дипломами. Фирма “Мелодия” выпустила десять пластинок с записями вокалистки, в том числе и четыре диска-гиганта.

38-й сезон поет Кайыргуль Сартбаева на сцене Кыргызского академического театра оперы и балета им. А.Малдыбаева. Ею спето около пятидесяти оперных партий, даны сотни концертов. Убежденная последовательница русской вокальной школы, певица продолжает активно работать и щедро передает свой богатый опыт и знания молодым вокалистам.

Сейчас артистка готовит новую концертную программу, в которую войдут произведения Дж.Каччини, Л.Керубини, Ф.Листа, Дж.Пуччини, Э.Вилла-Лобоса, сочинения молодых композиторов Кыргызстана… Любителей музыки ждут встречи с неувядающим искусством талантливой певицы.

Добавить комментарий