Музыка в современном обществе

Есть истины, с помощью которых можно определить ситуацию, сделать достаточно точный анализ происходящих событий то есть истины, помогающие объективно воспринимать меняющиеся реалии современного общества.

Мне всегда нравилось выражение: “Кто хочет ищет возможность; кто не хочет ищет причину”. Думаю, что эта истина точно отражает современное состояние дел в области профессиональной музыки, в области стремительно развивающегося в республике шоу-бизнеса, самодеятельного музыкального творчества, в других областях художественной деятельности человека.

Конечно, выжить сегодня свободному художнику почти невозможно, если он занимается только творчеством. Я не зря выделил курсивом это “почти”, все-таки какие-то возможности, наверное, есть?..

Композиторам всегда было нелегко выживать, занимаясь исключительно “чистым” искусством. Чтобы прожить, им необходимо было еще где-то служить (кстати, и сегодня ситуация не намного лучше). Постоянная борьба за существование снижала возможности реализации их творческого потенциала. И все же о том времени осталась память (уже почти генетическая прошло много времени, сменились поколения музыкантов), что жилось тогда трудно, но проще. Проще чем сегодня? Да. Многое в творчестве определяла тогда тематика, прежде всего партийная. Оценочные критерии произведения определялись уровнем идеологизации. Конечно, так было проще: тот, кто заказывал музыку (государство), тот и определял, о чем ты должен писать, тот и платил автору и издавал эти произведения. Этой системой успешно пользовались некоторые композиторы, находившиеся поблизости от государственной кормушки. Те, кто профессионально занимается музыкой, может без труда вспомнить ряд постоянно звучавших фамилий. Хотя, безусловно, и в то упорядоченное время создавались произведения высокого художественного уровня, свободные от партийного диктата.

А сегодня? А сегодня композитору живется свободнее, но труднее. Та система взаимоотношений государственного заказчика и творческого исполнителя заказа сейчас разрушена до основания (как поется в известном гимне), но новая до сих пор не построена, да и будет ли когда-нибудь построена? Другой вопрос нужна ли какая-то упорядоченность вообще? Думается, что все-таки нужна. И сегодня существует подобие системы заказов, но это уже не столько государственные заказы, сколько от частных лиц, различных фирм заказ может поступить от любого, кто имеет деньги. Разнообразие требований заказчиков заставляет искать новые формы творчества и выразительные средства и, наконец, иные, нетрадиционные способы создания музыкальных произведений.

Причем, не все смогли освоить эту новую знаковую систему композиции по разным причинам. В сущности, сложилась ситуация, когда каждый выбирает способ творческой работы, сообразуясь со своими возможностями и способностями. Наверное, это нормальное явление. Некоторые активно пишут в стол, другие вообще бросили это дело, кто-то сменил направление своей деятельности и занялся бизнесом. Может это и к лучшему, что композиторы перестали быть работниками “идеологического фронта”. И все-таки, как сегодня профессиональные композиторы могут реализовать свои творческие замыслы?

Добавить комментарий